Римма Еркинова: культура не может быть «услугой»

Екатерина СЕРГЕЕВА
16.01.2017

Просмотров:

3405



Об актуальных задачах российских музеев с проекцией на местные проблемы на страницах горно-алтайского «Постскриптума» рассуждает директор Национального музея РА Римма Еркинова, побывавшая недавно на V Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге

К
ультура – не услуга

– Форум включил массу различных мероприятий,  в его рамках прошло общее собрание Союза музеев России – в работе секции «Музейные и выставочные проекты». Для нас, музейщиков, собравшихся на этом форуме, было важно обменяться информацией, мнениями, обсудить важные вопросы, посетить выставки…

Один из значимых акцентов, сделанных президентом Союза музеев России Михаилом Пиотровским, касался того, что музей – это, во-первых, научное учреждение. Знаете, к музею нередко относятся как к какому-то складу вещей, пусть даже раритетных, а к научным сотрудникам, соответственно, как к кладовщикам. Многие и до сих пор не до конца понимают, что музей – сфера на стыке науки и искусства. Мы выполняем важнейшую государственную функцию по сохранению культурного наследия. И у нас, как и везде, «кадры решают всё».

Чем мы можем мотивировать наших сотрудников, если средняя зарплата музейного работника по стране – 12 тысяч рублей? На эти деньги нужно жить, а ещё заниматься научной работой. Профессионалы в нашей области – на вес золота. Вот представьте, чтобы узнать, что такое музейное дело, нужно проработать как минимум пять лет, а чтобы вникнуть его суть – гораздо больше. Я тридцать лет работаю и постоянно учусь. На собрании обсуждались вопросы, что должны знать и уметь музейные профессионалы сегодня, достаточно ли действующих образовательных площадок для того, чтобы удовлетворить существующий дефицит кадров в музейной сфере…

Сегодня муссируется вопрос о бесплатном посещении музеев. Есть такие категории населения, которые приходят в наш музей именно так, и это справедливо. И количество таких посетителей растёт, в то время как бюджет на содержание музее урезается. А ведь мы должны как-то зарабатывать и выискивать еще и «стимулирующие», чтобы мотивировать наших сотрудников, молодых специалистов, должны получать какую-то компенсацию расходов за бесплатное обслуживание. Часто просто коробит выражение, что мы «оказываем услуги» населению. Мы не банщики и не кладовщики. Один из тезисов, который на форуме защищал Пиотровский – о том, что экспертам пора расшифровать понятие «доступности культуры»: «Культура – это не услуга, а государственная функция. Если человек понимает её иначе, то скажет: «Я заплатил за билет, покажите мне то, что я хочу»».

Сегодня на всех уровнях идёт обсуждение концепции закона о музейном деле и музеях РФ до 2030 года. Первоначальный вариант был принят в музейном сообществе, потом  он отправился «наверх», где власти снова попытались его изменить. Поэтому волнует вопрос, что нас ждёт, если реальность, так или иначе, расходится с ожиданиями…

О фондах и авторском праве

– Следующая проблема – пополнение фондов.  Сегодня очень многие музеи не могут себе позволить это сделать без финансовой поддержки государства. Музей имени А.В. Анохина тоже фонды не пополняет – средств нет. Получается, что прошлый век уже прошёл мимо нас, ведь основном фонды пополнялись какими-то бумажными материалами - а для нас важны вещественные, мемориальные и художественные накопления. Речь идёт и о коллекциях картин, в том числе. Например, в нашем музее открывается персональная выставка Сергея Карловича Янсона. Это один из ведущих наших художников, «последний из могикан», проработавший в Горном Алтае и широко раскрывший тему соцреализма. У него очень много работ. Двести мы отобрали на выставку и столько же, если не больше, хранит вдова художника Зинаида Васильевна. И, конечно, хотелось бы приобрести в наш фонд часть работ С.К. Янсона. Сможем ли мы это сделать, зависит от ответа на нашу просьбу, с которой я хочу обратиться в адрес Министерства культуры и Правительства Республики Алтай.

В рамках культурного форума работали разные дискуссионные площадки, круглые столы. Один из обсуждавшихся вопросов был об авторском праве в современных реалиях. Говорили о критериях признания авторского права, об особом порядке защиты прав на имя, псевдоним и исторические ценности. Это очень важно, потому что музей чётко должен знать, как защитить свою интеллектуальную или художественную собственность. На деловой площадке обсудили ключевые проблемы взаимодействия авторов с руководителями Российского авторского общества. Народный артист России, саксофонист Игорь Бутман говорил, что органам государственного надзора следует провести комплекс мероприятий по модернизации системы менеджмента отечественного авторского сообщества. И после общего обсуждения пришли к выводу о необходимости внесения изменений в законодательное регулирование защиты авторских прав сегодня.

Вопрос об авторском праве меня особенно волнует, когда речь идёт о сохранении гуркинского наследия. Многие используют изображения его произведений в сувенирных продукциях или изданиях  безо всякой оглядки на наше авторское право. Анохинский музей владеет авторскими правами на те работы Григория Гуркина, которые здесь находятся. Точно так же другие музеи, в которых есть произведения нашего знаменитого художника, имеют право собственности на них. Кроме того, авторское право может распространяться на названия, часть произведения или персонажи. Например, у нас хранится произведение Гуркина «Корона Катуни». На это название также распространяется наше авторское право, и, по идее, мы законно можем предъявить претензии одноименной туристической базе, которая находится в нашей республике. Вопрос об авторском праве очень тонкий и интересный. Было немало попыток использования музейной символики без ведома нашей дирекции. Я пресекала их, как могла. В свою очередь, наш музей, используя изображения произведений художников, хранящихся в других музеях, платит им определенные суммы за это использование. Все это происходит посредством заключения договора, на законных основаниях…

Не должно быть иллюзий

Гуркинская тема продолжает оставаться для меня одной из ведущих по своей важности. В рамках работы форума удалось посетить Академию художеств, где учился Григорий Иванович. Было очень интересно поработать с архивными документами. Удалось познакомиться с воспоминаниями Александры Комаровой, племянницы И.И. Шишкина, которая училась живописи и проживала у своего знаменитого дяди. В письмах она пишет о том, как сильно Шишкину понравился «алтаец Гуркин», о теплом и заботливом отношении учителя к своему ученику. Ведь удивительно, что Шишкин, будучи такой глыбой в российском искусстве, проявил искреннее участие в судьбе человека, прибывшего в Санкт-Петербург из глубинки.

Вероятно, большая любовь к природе и её понимание сыграли в их дружбе не последнюю роль. В архиве Российской научной библиотеки хранится письмо Гуркина, написанное в 1897 году к своему учителю, которое также очень убедительно говорит в том, насколько искренне почтительным было отношение Григория Ивановича к Шишкину. Письмо, как и другие материалы, обнаруженные мною в различных архивных источниках, войдет в сборник писем, воспоминаний, документов, публикаций, над которым работа уже подходит к концу. Главное, что мы должны понять: фигура Григория Гуркина как художника должна рассматриваться значимо в российском искусстве, а не только в алтайском.

В рамках форума удалось посетить выставку В.Кандинского, творчество которого было показано в аспекте его национальных истоков. Он собирал в своё время предметы народного творчества и был очарован ими. Знаете, в свете этих коллекций фигуративные и абстрактные полотна Кандинского были восприняты мною как более понятные, словно что-то переосмыслилось.

Если суммировать свои впечатления, то есть осознание: в современном мире музеи проходят период масштабных изменений. Это связано с расширением музейных функций как важных социокультурных институтов, с развитием творческих индустрий, с появлением новых технологических возможностей и т.д. Эти изменения требуют от музея и его сотрудников новых подходов и практик работы. Одним из важных моментов обсуждений был связан с отношениями: «культура – власть – публика».

Вопрос определения параметров, при которых менеджмент и умение администрировать не считались бы главными специальностями, необходимыми для музейного дела, – один из ключевых сегодня. Соглашусь с мнением Пиотровского, что для этого необходимо высокое знание культуры и содержания музеев, к которым должны прикладываться навыки по коммерческой деятельности, бухгалтерии, охране памятников, законодательству и всему остальному. Поэтому, действительно, не должно быть иллюзий, что мы позволим управлять музеями людям, которые умеют управлять, но не знают музеев. Не менеджер должен руководить культурой, а люди культуры должны получать навык менеджера.

Метки

М_Марушкина 17.01.2017 в 18:15 # Ответить
Вообще-то культура - это состояние сознания человека... а культура общества - это когда состояние сознания разделяют и другие люди
и потом-я когда-то учила студентов и репетиторствовала, и могу точно сказать, что преподавание, а значит просветительство может быть искусством - когда к тебе приходит темный десятиклассник, а через год он уже человек; а может быть услугой - каким пришел, таким и ушел...
и это справедливо для музейных сотрудников... ты можешь рядом с экскурсоводом пережить катарсис, а можешь сбежать через минуту от скуки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?