Алтайский мультфильм, нарисованный из песка

Екатерина СЕРГЕЕВА
18.12.2015

Просмотров:

6710



На прошлой неделе удалось по случаю закрытия Года литературы побывать на презентации совершенно чудного фильма «Золотая птаха», сделанного участниками проекта «Мудрость Алтая из глубины веков» по произведению Бориса Укачина. Автор песочной анимации Светлана Кокосова (на снимке) создала насыщенный, завораживающий сюжет – взгляд от экрана было невозможно оторвать! Мастерство художника проявилось и в полноте подачи материала, в изысканной нюансировке владения средствами.

В создании фильма участвовала большая творческая команда: актеры Светлана Альчина, Нина Юданова, Ногон Шумаров; музыканты Эмиль Теркишев, Добрыня Сатин, Сарымай Урчимаев, Болот Байрышев, Роман Саланханов; художники Сергей Дыков, Чейнеш Барсукова; операторы Евгений Бутушев, звукорежиссер Батыр Тодошев; техническое обеспечение Ивана Кинова. Организаторы проекта – его руководитель Жанна Анн и директор культурно-исторического Центра Светлана Катынова.

- Это произведение создано по мотивам алтайской сказки, которая в переводе на русский язык означает «Желтая птица», но мы придумали название «Золотая птаха», поскольку оно более привлекательно для детей, – рассказывает художник Амыр Укачин. – Эта притча о том, как из-за ерунды начинает раздуваться конфликт, в который вовлекается много участников. В итоге эта ситуация может быть для всех уничтожающей. Эта притча-поэма имеет трагическую развязку, но так как сказка для детей, то в ней конец выдумали все-таки счастливый – сама птичка поплатилась за свою злость.

У моего отца есть разные направления поэм: поэма-сказка, поэма-молитва, поэма-размышление и т.д. В основе поэмы-сказки «Золотая птаха» – фольклорный сюжет, который отец услышал от нашей мамы – она всю жизнь занимается изучением устного народного творчества, исследованием сказок. Эта поэма была написана на алтайском языке, а потом имела еще долгую историю перевода – ею в течение двух лет занимался известный поэт и литератор Яков Аким. Сохранились его письма о том, как непросто это создавалось. Сначала «Золотую птаху» хотели выпустить отдельной книжкой в издательстве «Детская литература», но в итоге она вошла в отцовские сборники «Избранное» и «Календарь души».

Мне тяжело быть объективным, если говорить о фильме. Я поблагодарил Светлану Кокосову за смелость и признался, что сам бы так не смог. Подготовка для этого должна быть большая. Она сама говорила, что были какие-то огрехи, но для зрителя они оказались совершенно не заметны. 

Сейчас мы знаем, что организаторы проекта, взяв на вооружение этот стиль, хотят выпустить фильм по алтайским легендам о сотворении мира. Над ним начал уже с большим увлечением работать художник Сергей Дыков.

Темы, которые находил и воплощал в поэзии и прозе Борис Укачин, тесно связаны с миром изобразительного искусства. В наступающем году будем отмечать его юбилей – 80-летие со дня рождения. В ближайшее время выйдет издание, над которым я плотно работал – в него вошли произведения отца и фотоматериалы. Фильм «Золотая птаха» стал одной из удачно воплощенных идей, связанных с поэзией отца, что само по себе, конечно, радует. Надеемся, что новые работы проекта «Мудрость Алтая из глубины веков» также будут очень интересны для зрителя…



- Песочной анимацией занимаюсь три года, – комментирует художник «Золотой птахи» Светлана Кокосова. – Все началось с «Адаманта», где у нас появился специальный стол для этого, и мы с детьми начали работать. Хобби-увлечение переросло постепенно в нечто большее, подкрепившись более углубленным интересом к этому направлению. После «Адаманта» в школе №8 занималась с учениками песочной анимацией – она шла как дополнение к программе по изобразительному искусству.

Еще в начале года меня посетили идеи создания песочных фильмов на тематику алтайских сказаний и былин, и я поделилась ими с Жанной Анн. Потом она уже в качестве руководителя проекта «Мудрость Алтая из глубины веков» предложила мне выступить в качестве его участницы. Делать сказки «три в одном» (музыка, анимация, текст) – очень интересно! Все, кто работал над «Золотой птахой», были очень увлечены творчеством. Я слушала саму сказку и перечитала еще массу всего. Сложились решения…

Этот фильм вышел практически без какой-либо финансовой поддержки. Сергей Кухтуеков («Ателье мебели») сделал нам специальный стол, Андрей Ялбаков (тоже предприниматель) предоставил 2000 дисков, министерство культуры дало студию звукозаписи – при условии нашей оплаты. Процесс потихоньку пошел.  Конечно, если бы финансирование было внушительнее, то работа шла быстрее и качественнее. Когда всё соединили, результат участникам очень понравился. Я критически отношусь к своей работе, но в целом также довольна фильмом. Это первый опыт, никто еще до нас ничего подобного не делал. Хотелось бы и дальше работать над этим проектом, еще глубже погрузиться в тему.

Почему меня так привлекает песочная анимация? Мне нравится всё новое! Сегодняшний день удивляет новыми подходами и направлениями в изобразительном искусстве. У песочной анимации есть хорошее будущее, и чем дольше занимаешься ею, тем удивительнее этот стиль раскрывается. Он требует глубины прочтения, простора фантазии. Очень захватывает! Если это делать качественно, то эффект может быть ошеломительным…

Песочная мультипликация, песочная анимация, сыпучая анимация или техника порошка (англ. Sand animation, Powder animation) – направление изобразительного искусства, а также технология создания мультипликационных сюжетов. Метод позволяет делать не только мультипликационные фильмы, но и шоу-номера для «живого» зрительного зала. Изображение, полученное путём работы с сыпучим материалом на светящейся поверхности, обладает высокой драматической выразительностью даже при минимуме деталей, допускает быстрое воспроизведение и легко трансформируется. При этом художник, имеющий большой арсенал приёмов и привычный к работе с песком, способен добиться самых разных эффектов (подчас недоступных другим видам графики) и тщательно детализировать работу. На поверхность, которая излучает направленный снизу вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Таким образом, нет особой технической разницы в создании мультипликационного фильма и шоу-выступления для живого зала. В последнем случае происходит он-лайн трансляция для публики на большой экран.

Метки

Иван 09.01.2016 в 19:12 # Ответить
Диски
Где можно посмотреть, или приобрести диски?
зритель 12.01.2016 в 07:09 # Ответить
Иван, надо найти Жанну Ан, про нее написано в тексте, она и поможет в приобретении дисков, ее контакты есть в соц.сетях

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?