Алтайский полумесяц

Арчын Торбоков
27.01.2014

Просмотров:

6634

А знаете ли, уважаемый читатель, что на Алтае первыми приверженцами Аллаха были сами алтайцы? Это были представители воинственного рода кыпчаков. О непростых наших взаимоотношениях с исламским миром говорит и малоизвестный факт участия в начале 30-х годов прошлого века алтайских добровольцев в разгроме тюрко-исламской республики в Восточном Туркестане. Не все участники недавних торжеств по случаю открытия в Горно-Алтайске первой мечети могли знать об этом. Но обо всём по порядку.

Нет другого российского региона, кроме нашей республики, смежного сразу с тремя суверенными государствами. Республика Алтай находится на стыке России с Китаем, Монголией и Казахстаном. Особое расположение сосредоточило в одном месте различные религиозные верования. В горах Алтая из мировых религий раньше других был признан буддизм. В эпической поэтике алтайцев прослеживается наличие буддийских мотивов. В героическом эпосе «Маадай-Кара» есть эпизод, когда главный герой сказания Когюдей едет за советом к семи ламам. Они предвидели грядущие события и знали секреты бытия:

Семь всемогущих мудрецов
Определяют наперёд –
Кто, как и сколько проживёт,
Чьей и когда кончины год,
Какая, где душа живёт,
И что кого в грядущем ждёт. 
Ханы множества племен
Ходили к ламам на поклон,
Упрашивали желтых лам:
«Скажите, – умоляли, – нам,
Как мирно и свободно жить,
Предел несчастья положить?»

В приведенном отрывке сказания Алексей Калкин поведал о семи ламах, служителях буддийского культа. Нет сомнения в том, что буддизм и его северная ветвь ламаизм были близки и знакомы алтайцам издревле, раз такие персонажи вошли в наш эпос. Уже в пазырыкской культуре отчетливо видны черты буддийского учения. Найденная археологами мелкая пластика пронизана идеями борьбы и круговорота бытия. Но основное соприкосновение предков алтайцев с буддизмом произошло во времена Тюркских каганатов. При кагане Таспаре стали воздвигаться буддийские храмы и монастыри, где каган лично принимал участие в обрядах.

Особая роль в распространении буддизма в Центральной Азии принадлежит уйгурским тюркам. Уйгуры стали широко переводить сутры с согдийского, китайского и тибетского языков. В это время Тибет стал центром буддизма вместо Индии. В последующем уйгуры приняли ислам, тем самым преградив прямой путь из Алтая в Тибет.

Ханство ойротов, в составе которого были и алтайцы, приняло буддизм в тибетской форме. Здесь уместно сказать пару слов о самой школе Гелуг. Глава этой школы носит титул Далай-лама. Порой её ещё называют из-за цвета шапок священнослужителей жёлтошапочной школой. О таких ламах как раз и говорится в алтайском сказании «Маадай-Кара».

Статуя Ак Буркана в Элисте

Дабы чётче понять наше историческое прошлое, особенно в вопросах верований, думаю, стоит бросить беглый взгляд на наших сородичей, волей судьбы оставшихся за российскими рубежами. На просторах интернета я как-то раз наткнулся на одну фотографию. Мне показалось, на этом снимке явно запечатлены мои земляки.

...У подножья горы сидят схожие с алтайцами люди в ожидании какого-то торжества. В переднем ряду трое с подношениями. Посерёдке мужчина в узорчатом алтайском одеянии. У каждого в руках веточки вереска. Они готовы совершать обряд перед началом мероприятия. Всё как в любом алтайском селе на свадьбе.

Вот только это не алтайцы, а... китайцы! Точнее, жители округа Алтай в КНР, и китайцами они являются по гражданству. А так это те же самые алтайцы, что и мы. Только нас на века разделили государственные границы. Мы о них не ведаем, и они о нас не знают ничего.

В Китае их называют мончаки. Это часть алтайцев, некогда принявших китайское подданство. При демаркации границ России и Китая было дано время определиться, кто в какой стране пожелает жить. Они до сих пор празднуют Чагаа, строят ритуальные каменные насыпи обоо. Помимо родного языка они свободно владеют китайским и калмыцким. Среди них преобладает алтайские рода иркит, тодош и сойон.

 

Алтайцы-мончаки округа Алтай в КНР и алтайский урянхаец Баян-Ульгийского аймака Монголии

Даже после принятия большинством алтайцев российского подданства зайсан Бохол активно агитировал выйти из состава России. В то неспокойное время не только алтайцы, но и закореневшие русские старообрядцы обращались к китайцам с просьбой о принятии их в своё подданство, но им было отказано. Впоследствии они добились для себя наравне с алтайцами статуса инородцев, чтобы пользоваться всеми льготами наравне с коренным населением. Территории нынешних Улаганского и Кош-Агачского районов присоединены к России по Чугучакскому договору 1864 года, то есть позже остальной части Горного Алтая на целый век.

Сегодня алтайцы, в своё время оставшиеся на той стороне, живут в разных местностях Китая, Монголии и Саян. В Тыве они образуют род телек. Во времена скитаний Г. Гуркин жил среди них. Они сохранили свои старинные обряды и обычаи. Коль посчитать всех алтайцев, живущих за пределами Республики Алтай, то их будет не меньше российских – около 80 тысяч. В последнее время власти Карачаево-Черкесии, Адыгеи переселяют своих соплеменников из Ближнего Востока. Калмыкия переселяет к себе родственников из Китая. Когда же наступит черёд иноземным алтайцам совершить великое кочевье, покажет время.

Бытует мнение, мол, учение ислама проникло в наш регион с прибывшими в Чуйскую степь казахами. На самом деле исламский полумесяц взошёл над алтайскими горами гораздо раньше. И первыми алтайскими мусульманами были сами алтайцы! После разгрома Ойротского ханства, пользуясь моментом, соседние казахские племена грабили алтайские земли. Об этом первым в Казахстане недавно открыто рассказал историк Радик Темиргалиев. Презентация его книги «Казахи и Россия» состоялась в конце декабря в Москве. В своём интервью, которое приводит Горно-Алтайск.Ru, он заявляет, что «вдумчиво изучая документы, он узнавал очень много о том, сколько горя и бедствий приносили набеги казахских разбойников на соседние народы. После первых набегов Кошкарбая (подстреленного алтайцами и поклявшегося больше никогда не появляться в алтайских предгорьях – А.Т.) зимой 1757-58 годов бесчинства продолжались около двух лет. Пленники-алтайцы часто оказывались на невольничьих рынках Бухары, где их продавали в рабство. Набеги были такими лютыми, что именами казахских разбойников долго ещё пугали детей в алтайских селениях».

Детишек можно напугать чем угодно, да и само открытие о набегах, которое сделал казахский ученый, давно известно алтайцам из устных преданий. Если бы он ещё признал, что не казахи, а китайцы разгромили ойротов! Даже в кинофильме «Кочевник», щедро спонсированном соседним государством с приглашением голливудских звёзд, сказывается, как славные казахские батыры смело нападают на джунгар. Хотя сам казахский султан был приёмным сыном ойротского хана и воспитывался в его ставке. Другое дело, что в час беды он остался в стороне.

Не будем пенять на соседей. У нас самих с историй часто случаются нелады. Сейчас впопыхах переписываются школьные учебники истории. Сверху велено «замазать» неприглядное былое, в том числе 250-летнее татаро-монгольское иго.

Пленённые алтайцы из рода кыпчак большей частью попали к уйгурам. Так они оказались на территории китайской провинции Ганьсу, в местечке под названием Котон. Как мне удалось разыскать в некоторых тюркских словарях, котон обозначает хлопок. На название местности повлиял род занятий местных жителей. Здесь пленники занимались производством хлопка и изделий из него. Вскоре им каким-то образом удалось вернуться на свою родину. Но отпечаток времени, проведенной в неволе, дал о себе знать в названии рода. Их стали именовать котон-кыпчаки. В неволе у уйгуров их насильно заставили принять ислам. Это заметно по их арабским именам. Среди 12 алтайских зайсанов, написавших в 1756 году императрице Елизавете Петровне прошение о принятии русского подданства, есть Мамут Хожимберда.

Правоверные кыпчаки со временем забыли о своей вере, но родовое название осталось. У алтайских семей встречается фамилия Котоновых. В памяти алтайцев до сих пор не стёрлось имя знаменитого бурханиста Учар Дьалбака, получившего религиозное образование в дацанах Монголии и Тибета. Он был из тех самых котонских кыпчаков.

Несколько по-иному сложилась судьба кыпчаков, ушедших в Монголию. Они забыли о своём роде и стали называть своё племя на монгольский лад хотон. Долгое время они кочевали вблизи Кош-Агачского района. В Баян-Ульгийском аймаке их именем будет названо озеро Хотон-нуур.

Флаг Баян-Ульгийского аймака

Когда казахские жузы полностью вошли в состав Российской империи, по велению Екатерины II они приняли ислам. В их земли были отправлены татарские муллы. Как заметил по этому поводу адъютант генерал-губернатора Западной Сибири, выдающийся казахский ученый Чокан Валиханов, «апостолом Магомета в Сибирской степи был великий Сперанский, назначавший мулл и предположивший построение мечетей и татарских училищ при окружных приказах». Императрица считала, раз на юге и востоке границы Российской империи живут мусульманские народы, то они не нападут на своих собратьев по вере. Последующие правители кардинально изменили своё отношения к исламу. Тому были веские причины.

Укреплённый город Чугучак, где был подписан договор о разграничении территории между Россией и Цинской империей, через год будет полностью уничтожен. Сделано это будет руками китайских мусульман.

В Китае под знаменем полумесяца кровопролитные восстания продолжаются поныне. Наибольшего успеха исламисты добились в 1933 году. Тогда к югу от ставшего широко известным в последние годы плато Укок было создано отдельное государство – Тюркско-Исламская республика Восточного Туркестана (ТИРВТ).

Советское руководство, не желая терпеть возле своих границ исламское государство и намереваясь наладить отношения со своим соседом, решило совместно с китайскими отрядами уничтожить исламскую республику. От китайской стороны выступили войсковые части, а от СССР некая «Алтайская добровольческая армия». Судя по названию, костяк армии составляли алтайцы. Вполне возможно, что в битве со своими былыми единоверцами приняли участие потомки тех самых котон-кыпчаков – бывших алтайских мусульман.

Конечно, мы не могли бросить в соседнюю страну регулярные войска. Это вызвало бы международный скандал. Всё маскировалось под затею добровольцев из одного небольшого этноса. В случае чего, можно было бы сослаться на алтайцев, не поладивших со своими сородичами из-за религиозных воззрений.

Военная операция разворачивалась стремительно, главным условием была скрытность её проведения. Если 12 ноября 1933 года официально провозглашено создание независимой Тюрко-Исламской республики и обнародована конституция республики, целиком основанная на законах шариата, то в том же ноябре в Синьцзян была переброшена так называемая «Алтайская добровольческая армия». Она с ходу начала боевые действия.

Повстанческий отряд в Хотане. 1933 год.

В апреле 1934 года начался вывод с территории провинции частей алтайской армии. Уходили добровольцы не сразу. Политбюро 15 апреля 1934 года решило: «... учитывая настойчивую просьбу дубаня (губернатора провинции) и его желание в кратчайший срок закрепить результаты победы, мы согласны оставить в Синьцзяне на срок 3-4 месяца конную группу алтайцев с батареей, общей численностью в 350 человек с целью прочного закрепления за провинциальным правительством районов Аксу-Уч-Турфан. Кавгруппа алтайцев остаётся как отдельное войсковое соединение, маскируемое под «русский кавполк» из белоэмигрантов с присвоением личному составу соответствующих чинов, знаков различия и т.п. Оставляемый отряд алтайцев поступает на полное материальное обеспечение урумчинского правительства».

Далее ещё раз подчёркивалось, что «во всей остальной части приказ о выводе алтайцев в установленный срок (1-10 апреля) остаётся в силе, причем алтайцы (за исключением оставляемого отряда) должны покинуть район Урумчи и выйти за Манас не позже 7-8 апреля».

Когда речь идёт о «белой эмиграции», надо учитывать, что она по национальному составу была разноцветной. Те же отряды алтайцев, в одно время сражавшихся с «красными» за свободный Алтай, ушли за заснеженные перевалы. Ими не только прикрывались, но их активно использовали в этой войне, обещая амнистию за былые дела.

Об этом походе алтайских всадников подробно изложено в материалах научно-практической конференции, проходившей в Бийске 15-16 октября 2013 года под эгидой Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина. Она посвящалась юбилею ректора Бийского пединститута, видного учёного и педагога Р.А. Малькова. В свое время он был ректором Горно-Алтайского пединститута. Вторая часть сборника под названием «Научные изыскания» начинается со статьи доктора исторических наук из Барнаула В.А. Бармина «О мотивах советского правительства при оказании военной помощи властям Синьцзяна в подавлении национально-освободительного движения мусульманских народов провинции в 1931-34 годах». Приведенные выдержки из официальных документов СССР взяты мною из текста его статьи.

Таким образом, государство тюркских мусульман было разгромлено не без помощи «алтайских добровольцев». Но там восстания исламистов так и не прекратились до сих пор. Теперь под знаменем полумесяца выступают уйгуры, в основном уроженцы китайского города Алтай. Их вождём является женщина, одна из самых одиозных политических фигур для китайского руководства. Зовут её Рабия Кадыр. Сладить с нею китайским властям никак не удается, она самая богатая женщина на западе Поднебесной.

Участие алтайцев из числа резервистов и сотрудников НКВД в военном походе против китайских мусульман у меня не вызывает сомнения. Думаю, со временем найдутся документы со списками участников тех событий, о которых в нашей официальной историографии предпочитают пока помалкивать.

После похода алтайская кавалерия не была расформирована полностью. Мой дед рассказывал, что в годы войны его не могли взять на фронт по малолетству. И всё же он и ещё несколько парней по разнарядке от колхоза «Большевик» проходили подготовку в кавалерии. Он очень сетовал, что в столь трудное время, когда в колхозе не хватало рабочих рук, они были вынуждены заниматься джигитовкой. Но великой стране было нужно, чтобы даже в век танков и самолетов алтайские всадники были бы всегда наготове.

- -8 +
Биржан 18.02.2016 в 19:26 # Ответить
Казах это этноним народа(кочевого) состоящий из трех жузов, а Жузы состоят из племен. Так вот средний жуз в основном состоит из племен под названием Аргын, Найман и Кыпшак!!!
Кыпшак-это племя более древнее чем даже народность как русский!!! тк в вашей статье о ней пишется
https://ru.wikipedia.org/wiki/Половецкая_степь
тк в 9 веке русского княжества та и небыло.
Вот что у русских получалось так это разделить и властвовать, переписывание историй и населенных пунктов
https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_РСФСР_от_18.05.1948_ о_переименовании_населённых_пунктов_Крымской_области
посмотрите в этом документе как переименовывали населенные пункты! и очень часто там использовались населенные пункты как кыпчак(кыпшак. куман, половцы)!
Ну а что касательно набегов они были и даже среди племен казахских. Но ни одно племя не вырезало полностью другое и давало перекочевать, недопускалось голодомора! Проведенное большевиками для сломления духа народа.
История пишется победителем!
И писалась с подачи все того же НКВД
Я и сам из племени кыпчак из ветви кара кыпчак, и из ее ветви уста кыпчак.
Есть такое понятие информационное поле вы в своем я в своем. нынешний казахский язык это все тот же кыпчакский
p.s. История еще ни раз перепишется))) но нужно помнить от какого предка ты произошел. и у нас есть тоже чуйская долина)))
- -11 +
Манач 30.03.2016 в 23:26 # Ответить
какой позор, какая чушь автора
- -14 +
Алтайский казах 30.03.2016 в 23:32 # Ответить
Что за чушь, ересь, что за алтайский тройбализм, иваны не знающие родства или алтайцы приписывающие чужие заслуги и историю алтайских казахов, киргизов и уйгур на себя, полная чушь!

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?