Приключения финнов на Алтае (путевые заметки)

Сергулис 21.03.2014

Предисловие.

Эту историю написала моя давняя знакомая, больше известная среди блогеров, пишущих на просторах Сети про собственные приключения и путешествия, как Ролина. Кто такая Ролина? Импульсивный, интересный и чрезвычайно отчаянный человек, который, например, сегодня организует тур в мистическом Тибете, завтра - фотографируется с обезьянками в субтропиках в Батуми, а уже послезавтра ее можно увидеть на автотрассе в Финляндии, пытающейся уехать автостопом до легендарного Тампере. Вот такая она искательница приключений, не знающая ни границ, ни преград на нашем маленьком земном шарике. Ровно год назад Ролина сделала последнюю запись на Отзыв.ру и куда-то исчезла. Надеюсь, что прочитав этот свой пост, она все-таки откликнется и расскажет еще о своих удивительных приключениях...

День первый
Я целый месяц ждала группу туристов из Финляндии, скрупулезно готовилась к туру. Это не первая экскурсионная программа у меня, но волнение есть всегда, как у настоящего артиста перед выходом на сцену. Как это обычно бывает, началось все с аэропорта (и закончилось им же, кольцевая композиция, друзья)! В холодное июньское утро я стояла в аэропорту Барнаула возле зала прилета с фирменной табличкой в руках, думая, на каком языке мне надо будет разговаривать с финнами. И, как оказалось, мои волнения были не напрасны: половина прибывших туристов не понимала по-русски, половина не понимала по-английски, а я по-фински вообще ни гу-гу!!! Но один из турлидеров – Лена – знала все три этих языка, поэтому мы с ней быстро сработались и научились понимать друг друга, разговаривали, перескакивая с русского на английский и обратно, а потом она все переводила на финский. День прошел в дороге с перерывами на завтрак в Бийске и обед в Горно-Алтайске, а также на экскурсию в музее и огромное количество фотостопов. Второй турлидер, которого звали Тауно, оказался очень известным фотографом и режиссером документальных фильмов у себя в Финляндии, он приехал на Алтай, чтобы снять рекламный ролик о будущем фильме (хм, меня покажут по финскому телевидению, может еще стану телезвездой!!!), поэтому ему, по его словам, жизненно необходимо было останавливаться каждые 10 километров, а особенно на горных перевалах! Так что в пункт назначения Уч-Энмек мы прибыли поздно, в 8 часов вечера, да еще и дождь припустил с середины пути! Как только мы ступили на священные для алтайцев земли Каракольского заповедника, то сразу же пошли кушать и, честно говоря, пропустили кое-что из того, что нам рассказывал мастер горлового пения Борис – голод взял верх над жаждой эстетического наслаждения!

После ужина нас порадовала жаркая банька, такая желанная в дождливую холодную погоду. Туристы ушли расслабляться в круглые монгольские юрты, а я осталась в индивидуальных апартаментах – настоящая алтайская шестиугольная юрта с костром посередине вместо освещения и отопления и, как полагается, – дымоходом в крыше. Мы с Леной просидели здесь до глубокой ночи, рассказывая интересные случаи из привычной рабочей жизни гидов.

День второй
Утро встретило меня холодной подушкой, пропахшей дымом, и так и не высохшими возле костра кроссовками. Выхожу из традиционного алтайского жилища – вокруг туман, облака сплошным одеялом укрывают горы (“Ну вот! Опять не увижу все три пика Уч-Энмека!!! Уже в третий раз!!!” – подумала я), и мимо меня вереницей скачут в сторону бани по мокрой от росы траве туристы, чтобы умыться и окончательно проснуться. Завтрак у нас прошел в ударном темпе, потому что на этот день была очень плотная программа, сразу же мы поехали на экскурсию к петроглифам и курганам,

по пути зашли в только что открывшийся цех народного промысла в Бичикту-Бооме, где туристы скупили сразу все теплые носки, которые там были (ну-ну, горячие финские парни!!! Гы…).

Полюбовавшись на экзотику алтайской деревушки, задав кучу вопросов про петроглифы и удивившись, что там есть изображение обезьяны (конечно, Сибирь же – это край земли, мы и бананы в глаза не видели!!!), поехали дальше к одному из разрешенных для посещения туристами бурханистских мест. Тут мы узнали, почему нельзя вешать всеми нами любимые белые ленточки (иногда сымпровизированными из носовых платков) на всех подряд деревьях,

а еще, что возле находящегося тут же родничка живет дух маленькой девочки, и приходя сюда, нужно обязательно подарить ей цветочек, а если ты вошел в ее владения с украшениями, то их нужно оставить, иначе она обидится… В общем, я туда заходить не стала, очень уж мне дорог браслетик, подаренный друзьями, а финский турист толпой ринулся к воде с охапками здесь же надерганных цветов.

Добравшись наконец-то до кургана, я услышала обращенный ко мне голос гида Натальи: “Как же вам повезло – Уч-Энмек открылся”. Да! Я дождалась этого момента! Вдали видны были все три пика! Но туристы почему-то не разделили моего восторга… (просто когда в третий раз приезжаешь и не увидишь этого, очень обидно, а им вот повезло)

На обратном пути, уже покидая долину курганов, мы встретили небольшую группу алтайских мальчиков, которые вели грациозных лошадей, помесь Алтайской и Орловской пород. Они вели их на скачки, которые должны были состояться с часу на час, мы немного расстроились, что приходится уезжать именно в этот день, но ведь нас ждали еще и другие приключения!!!

Как раз к обеду мы приехали в Мендур-Соккон, где нас встретил хранитель Алтайских традиций, создатель музея алтайского быта Николай Андреевич Шодоев, он рассказал несколько интересных историй и показал часть созданного им музея.

Но открытием в этот день для нас стала алтайская кухня. Милые и щедрые женщины, которые готовили нам обед, сделали такой потрясающий стол, что мы рты раскрыли, и этими ртами пробовали много вкусных вещей, больше всего мне запомнился толкан – сладкие шарики из ячменя…пальчики оближешь!!! (Вообще я поняла, что алтайская кухня даст фору итальянской и японской по изысканности и необычности!!!) На сытый желудок и природа кажется ярче и красивее даже в дождь, так что дальше мы ехали как по городу – с систематическими остановками (со словами “остановите где-нибудь здесь”, ну ей-богу, как в маршрутке!!!). В общем, стараясь взять от щедрости и красоты Алтая по максимуму, мы приехали в Тюнгур на турбазу “Высотник” к ночи.

День третий
Следующий день начался с упаковки рюкзаков и инструкции гидов-водников о том, как нужно вести себя на воде. Потом всем раздали весла, причем пара туристов, которым не досталось весел, очень обиделась, так уж им хотелось принимать участие в процессе. Хотя, как оказалось потом, – все весла были выданы просто так, для красоты, потому что гребли, кричали от радости и старались лезть в воду только сотрудники турбазы, а финские туристы предпочитали спокойно гладить веслом по воде и глядеть по сторонам на прикатуньские красоты, так что в бурную воду ради нашего благополучия мы не лезли. Может быть, все дело в менталитете? Хотя какая разница! Им же понравилось, а это было главное!!! Приплыв к месту, мы оставили наших водников разводить нам костер, а сами пошли вверх на небольшую горку к каменным бабам (почему бабы, при том, что изображены на камнях войны, можно прочитать в книге Александра Лебедева "В горах Алтая", она написана как раз про территорию, прилегающую в подножью горы Белуха).

Идти было не так уж и тяжело, но шли медленно, не напрягаясь, берегли силы к будущим марш-броскам по горам. Гид Наташа (почему-то в этом туре в разных местах все гиды были Наташи) с чувством рассказывала о своей родной земле, о традициях и истории алтайских скифов. Получив пищу для ума, мы спустились к костру уже покушать в прямом смысле слова, запив все чаем из катуньской воды – кстати, некоторые туристы выказывали опасение, можно ли пить воду из Катуни. Друзья, не обижайте подозрениями матушку Катунь! Горные реки самые чистые! В принципе, пикник прошел очень удачно, но на обратном пути природа решила устроить нам проверку дождем и падающими с деревьев волосатыми гусеницами! В этот момент я поняла одну вещь: задача гида – превращать неприятное событие в позитивный жизненный опыт! Ну где бы еще эти финские туристы смогли бы под проливным дождем искать друг на друге гусениц и рассматривать их в стекла своих очков! В общем, довольные мы приехали на “Высотник”, где нас уже ждала натопленная банька и вкусный ужин!

День четвертый
Прогноз погоды был совсем неутешительным, а нам в этот день предстоял довольно длинный поход по долине реки Кучерла.

Я поразилась стойкости и решимости туристов: несмотря на довольно серьезный возраст многих из них, они без колебаний решили идти, и, кстати, шли вперед вприпрыжку, обгоняя проводника. Но дойти до конечной точки нам так и не удалось, из-за сильного дождя тропу на склоне сильно развезло, и спускаться вниз было просто-напросто опасно. Шли по лужам и грязи, под моросящим дождиком – вот тут я мысленно поблагодарила известных нам Колумба, Лебедева и Ипатьева, благодаря которым появилась резина, а значит и мои сиреневые резиновые сапоги – и вода, и грязь нипочем!!!

Пообедали снова пикником и пошли обратно к машине, фотографируя потрясающие виды долины Кучерлы и саму речку, в которую я просто влюбилась однажды! Тут мы разговорились с одним из туристов, Сеппо, который очень интересовался жизнью и творчеством Василия Шукшина. И если он смотрел почти все его фильмы и много его рассказов читал, то про биографию я знала гораздо больше, чем он, увидев заинтересованные глаза благодарного слушателя, я всю дорогу рассказывала про нашего известного земляка и не заметила, как мы пришли к машине (короче, филолог дорвался до бесплатного, я была в ударе!!!). Так и закончился этот тяжелый, но интересный день.

День пятый
Ура! В окно светит солнце! Тепло и на небе ни облачка, наконец-то!!! Тур становился все приятнее и приятнее с каждым днем! На этот день у нас было две задачи – сходить на Верблюжонок и поесть шашлыков. Решили все делать по порядку: с утра после завтрака мы направились к подножью горы. Как оказалось, этот Верблюжонок совсем не маленький, если уж он не взрослый верблюд, то уже точно подросток, потому что нам приходилось отдыхать после каждых десяти шагов вверх, а по интонациям и живости финского диалога я поняла, что для них это вообще Верблюдище!

Хотя шли мы наверх медленно не только потому, что тяжело было, но и потому что успевали еще набивать рот спелой сладкой клубничкой, которой усыпаны склоны этой щедрой горы. Удивительно, но вниз мы шли быстрее, чем вверх, и не только из-за гравитации, но и в связи с приближающимся обедом! А потом, после свободного времени, нас ждали маринованные шашлычки на дикой стоянке базы, дым угольков и вечер алтайских легенд и мифов. Последний вечер на “Высотнике” у этой группы, завтра уезжаем из alma mater, немного грустно, ну мне, по крайней мере, точно, я люблю приезжать на “Высотник”, все-таки все прям свое, родное, знаком каждый уголок…но раз надо ехать, так надо…

День шестой
Встали рано, позавтракали, собрались, поехали – быстро, четко, без задержек, чтобы было время на фотостопы (Тауно чуть не расплакался от счастья!), приехали в Верхний Уймон ровно к 11 часам, как и обещали. Там нас встретила потрясающе душевная, обаятельная и приветливая Раиса Павловна, которая с невероятным вдохновением рассказала о жизни и традициях старообрядцев (Ах, Русь бревенчатая!!!...П.Соколов…нет, не подходит…Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… воооот, вот это больше подходит…Есенин!!!),

потом заскочили в музей Н.Рериха… да, именно заскочили, потому что уже устали, да и ехать надо было скорее! Однако нашли время на то, чтобы узнать, где в деревне продается мёд и марки для открыток. Отправив в Финляндию дюжину открыток с видами Алтайских гор и затарившись медом, мы сели в автобус и уже почти не останавливались до Денисовой пещеры. Туда прибыли поздно, но успели на экскурсию в саму пещеру. Экскурсоводом был археолог Сергей Юрьевич, человек с острым чувством юмора и образным мышлением. Наслушавшись реальных историй вперемешку с анекдотами, мы побрели к своим ночлегам, таща за собой багаж новых знаний.

День седьмой
О! Вот этого дня мы ждали весь вчерашний вечер, сколько всего слышали про водопады на реке Шинок, надо же когда-нибудь увидеть их собственными глазами! Собрали рюкзаки, получили на руки ланч-пакеты, взяли с собой гидов Алексея и Наталью (опять Наталья!!! просто мистика!!!) и двоих русских туристов Татьяну и Олега, которые уже несколько дней ждали какую-нибудь группу, чтобы к ним присоединиться. Прибыли на место начала пешей части и отправились по тропе, протоптанной то ли туристами, то ли местным скотом, и хорошо политой дождиком. Алексей повел нас по более легкому пути, где было минимум подъемов, но зато несколько переправ через ручей Еловый.

По пути Леша нас удивлял разными рассказами, растениями и всякими другими веществами, например, те, у кого были проблемы с желудком, положили под язык камедь (что-то вроде смолы), кстати, реально помогло, лично мне. Потом узнали о природном антисептике уснее (это те “бородки”, которые свисают с елок) и о том, что иголки лиственницы слегка кислые и спасают от жажды. Помимо всего прочего, вдоль тропы мы встретили красивый розово-сиреневый цветок – Венерин Башмачок (это же орхидея!!! Алтай преподносит сюрпризы!!!).

На одной из остановок я успела слазить в пустое дупло поваленного большого дерева, странно, но никто из туристов туда не полез, засмущались, наверное. А дальше мы встретили еще одно интересное дерево, кто смотрел фильм “Властелин Колец”, тот помнит страшные корявые деревья, которые умели ходить…наше дерево было чем-то похоже на них, у него даже были глаза и рот (ну, что-то вроде), в общем, у меня была личная фотосессия, я забралась почти на самую верхушку и почувствовала себя одной из достопримечательностей Алтая.

Самый сложный промежуток пути был пройден довольно быстро, мы пришли к месту, называемому “Титаник”, оттуда очень хорошо видно самый большой 70метровый водопад, к другим двум надо было спускаться в низ, но тропу развезло, да и группа шла довольно медленно, так что дальше мы не пошли.

Но наслаждение от вида водопада получили необыкновенное, к тому же Алексей показал мне, почему это место он назвал “Титаником”, да, именно показал… Помните самую известный кадр из фильма, где Уинслет и Ди Каприо стоят на носу корабля с распростертыми руками? Вот так и я встала у самого обрыва (Алексей, конечно же, держал меня за руки), закрыла глаза и…полетела, словно птица…а потом открыла глаза – ааааааааааааа!!! высоко-то как!!! (катарсис, блин, по Аристотелю) Лена тоже захотела испытать это ощущение, но все-таки это показалось ей слишком экстремально, когда она встала на край; другие туристы тоже не пошли! Во время похода было и не очень приятное событие, одна из туристок потеряла очки, и хотя ее зрение позволяло ей оценить красоту здешних мест, все-таки ситуация была не самая лучшая. Мы все поискали их в предполагаемом месте потери, потом еще раз посмотрели на обратном пути, но так и не нашли. И решили, что это духи гор взяли их как залог удачного похода. Смешно? А ведь Наталья перед началом похода сказала, что надо будет конфетку в ручей кинуть, не кинули, как-то забылось, вот вам и нате! Но эта туристка восприняла потерю действительно как знак чего-то хорошего, что произойдет в ее жизни! Так что в целом поход прошел очень хорошо, и мы, усталые, все ночью спали богатырским сном!

День восьмой
Опять ранний завтрак, опять дорога впереди, длинный путь, уже без фотостопов, скорее спешим в Барнаул, чтобы прибыть не поздно. Казалось, на одном дыхании долетели до Семинского перевала, остановились, чтобы купить сувенирчиков, и вдруг водитель: “Колесо проткнули где-то!”. Вот это да! Что же делать! Время обеденное, а кушать только пирожки и чебуреки несолидно. По советам местных мы отправились в ближайшее кафе, оставив водителя менять колесо (ну конечно же и его накормили!). В кафе возникли проблемы – нас много, а салатиков и прочего ассортимента мало (мне сразу вспомнилась считалка: мы делили апельсин, много нас, а он один…). В общем, собрали ВСЁ, что только можно было, плотно и вполне вкусно покушали, а когда собрались уходить, в это же кафе вошла группа других туристов, но им сообщили, что уже ничего не осталось, и Лена добавила: “Мы все съели, а было ооооочень вкусно!”. С хохотом мы вышли на улицу к уже стоящему на новых колесах автобусу, сели и снова поехали почти без остановок. Деревеньки летели мимо, как кадры фильма в режиме перемотки, уже 8 вечера, а у нас ресторан заказан на 9, все голодные в предвкушении запаха и вкуса национальной русской кухни. Но мы успели! И даже быстро без очереди заселились в гостиницу! See you tomorrow morning, good night!

День девятый
Ну, как день! – Не день, утро раннее, 5 часов утра. На мой вопрос, как прошла ночь, я услышала единогласный ответ – хорошо, но мало! Сели в автобус, поехали в аэропорт, и дальше стандартная процедура: проверка багажа, у кого-нибудь явно найдется что-то, что не понравится аппарату рентгенному; очередь к стойке регистрации, неопытная регистраторша, путаница с миграционками и зачем-то оформление всех как группы, а не индивидуально (хотя им виднее!!!); получение билетов на руки, очередь на выходе к самолету и все 14 человек один за другим мимо меня, пожимая руку и обещая вернуться в следующем году… И грустно, и радостно – грустно, потому что все уже закончилось, а радостно, потому что в следующем году все еще только начнется!!! Ведь они приедут снова, я точно знаю…

Ролина (июнь 2012 г.)

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?